21.07.2020

Первая печатная книга.



Родиной самой первой печатной книги в мире считается Китай, которому, как мы помним, принадлежит и изобретение бумаги. В мае 868 года Ван Чи (в некоторых источниках – Ван Цзе) отпечатал индийское сочинение, переведенное с санскрита на китайский язык буддийским монахом Кумарадживой. «Алмазная сутра» - так называлось сочинение в оригинале, в китайском же варианте название книги звучало как «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии». Древняя книга имела форму свитка и состояла из семи листов, на шести из которых был отпечатан текст, на седьмом было нанесено изображение Будды. Листы были изготовлены из толстой и прочной бумаги, чтобы книга как можно дольше сохраняла свой вид. Процесс создания книги был очень длительным, да и сама работа оказалась крайне трудоемкой, поскольку штампы-иероглифы мастер изготавливал из глины, а затем обжигал в печи. Штампы подчас не удавались с первого раза, и их приходилось переделывать заново. Но, несмотря на все сложности, Ван Чи сумел завершить начатое дело.

Алмазная сутраАлмазная сутра

Изобретение, которое положило начало всему книгопечатному ремеслу, относится к 1445 году, когда немец Иоганн Гутенберг из Майнца представил миру первый печатный станок, а заодно и целый ряд технических инноваций: типографскую краску особого состава, словолитный аппарат, разборный шрифт, сплав, с помощью которого изготавливались печатные литеры.

Иоганн ГутенбергИоганн Гутенберг

В 40-х годах первый опыт печатания книг был продолжен в Страсбурге. А конец 50-х был отмечен весьма значительным событием в книгопечатном деле – выходом в свет Библии. Издание являло собой великолепный образчик первопечатной продукции и ничем не уступало лучшим рукописным книгам.

Новое для того времени искусство книгопечатания нашло свое распространение в городах Германии, а затем и прочих европейских странах, в 1460-1470 годах благодаря ученикам и подмастерьям типографий Гутенберга, которые в последствии организовали собственные предприятия. Уже к концу XV века печатные книги стали издаваться во многих странах Европы: Голландии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Испании, Франции, Англии, Чехии, Дании, Швеции, Бельгии и Португалии. В общей сложности в последние десятилетия 15 века успешно функционировало свыше тысячи типографий в 246 городах Европы. Часть из них не выдерживали растущей конкуренции и, обладая незначительными производственными ресурсами, вскоре закрывались, выпустив одну-две книги. Но были и крупные типографии с несколькими десятками станков, где трудились свыше сотни рабочих. Именно таким мощным предприятием являлась типография Кобергера в городе Нюрнберг. В польском городе Кракове в 1491 году была выпущена первая печатная книга на кириллице. За эти несколько десятков лет с момента открытия первого печатного станка свет увидел около 40 тысяч изданий, тогда как общий тираж их составил более 12 миллионов экземпляров.

Антикварные книги, вышедшие до 31 декабря 1500 года, принято называть инкунабулами. Само слово «инкунабула» происходит из латыни и обозначает колыбель, начало, исток.

Вначале такие книги были во многом схожи по своим свойствам с рукописными изданиями. Связано это с тем, что шрифты изготавливали по лучшим образцам рукописей. Кроме того, многие изготовители шрифтов – резчики – являлись в то же время переписчиками книг, специалистами-каллиграфами. При этом декоративные элементы – иллюстрации к книгам, вензеля к заглавным буквам, инициалы, орнаменты, украшающие начало и концовку текста – наносили вручную на уже отпечатанной книге. С течением времени рукописные иллюстрации и инициалы заменили на литье и гравюры, которые делали на дереве, а позже – на меди.

В первых печатных книгах отсутствовали титульные листы. Информация о книге - ее название, автор, год выпуска, где была напечатана – размещалась после текста, в самом конце книги. Однако еще до конца XV века эти сведения стали печатать на первой странице.

В виду того, что то был период главенствования церкви, более трети всех издаваемых книг были посвящены религиозной тематике. Однако не меньшее значение придавали и книгам учебным, в коих испытывали потребность и ученые, и студенты, и горожане. В этом ряду одним из первых изданий выступила книга «Донат», получившая название в честь известного римского писателя, риторика и грамматиста Элия Доната, составившем в IV веке учебник по латинской грамматике. «Донат» считается первым учебником латыни, по которому имел возможность обучаться средневековый человек, стремящийся к грамоте. До сегодняшнего дня сохранилось предположительно 365 изданий «Доната», выпущенных в XV веке. На одном из таких изданий в инициалах присутствует рисунок – учитель порет нерадивого ученика.

Если «Донат» относится к начальному обучению, то в дальнейшем появляются ученые труды именитых древних авторов: «Естественная история» Плиния, «География» Страбона, «География» Птолемея, «Геометрия» Евклида, а также карты мира, согласно известным на тот период времени данным. Учебник Евклида издавался несколько раз за год, поскольку пользовался огромной популярностью не одно столетие.

Также издавались и труды средневековых авторов, среди которых особенного внимания заслуживает книга вычислений положений небесных тел, составленная астрономом Мюллером, широко известным как Дж. Региомонтан. Его книги служили настоящим путеводителем для покорителей морских широт того времени, в числе которых был и небезызвестный Кристофор Колумб.

Тираж первопечатных книг был невелик и составлял примерно 300 экземпляров. Но случались и исключения, одним из которых можно назвать «Книгу хроник» историка и врача из Германии Хартмана Шеделя. Издание представляло собой превосходно иллюстрированные исторические очерки. Издание включало не менее сотни гравюр – портретов императоров и царей, панорамы городов и прочее. Не все иллюстрации соответствовали истине. Так, один и тот же портрет мог относиться к разным людям. Но многие портреты современников Мюллера были подлинными. Книга имела небывалый успех, а тираж ее превысил тысячу экземпляров.

Хартман Шедель. Книга хроникиХартман Шедель. Книга хроники

Немало внимания в XV столетии уделялось и произведениям древнегреческих и римских писателей. Типографиями издавались поэмы Гомера («Илиада», «Одиссея»), Плутарха («Сравнительны жизнеописания»), Вергилия, Горация, Овидия. Среди современников были изданы стихи известнейшего деятеля итальянского Проторенессанса Франческо Петрарки и парижского поэта Франсуа Вийона (другое имя - де Монкорбье), «Декамерон» - знаменитый сборник новелл Джованни Боккаччо, «Божественная комедия» Данте Алигьери.

К концу XV века существовали самые различные форматы печатных изданий. Так, наряду с маленькими карманными книжками для повседневного чтения, брошюрами с памфлетами и листовками политической направленности в свет выходили богатые многотомные фолианты, отпечатанные на полном развороте листа. Размер такой страницы составлял 50 на 35 см. Таким изданием стало «Зерцало великое» - средневековая энциклопедия, составленная двумя столетиями ранее Викентием из Бове. Эта антикварная книга имеет не мало изданий, поскольку, в силу своей популярности, неоднократно перепечатывалась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий