Сегодня вопрос «зачем нужна культура» считается неприличным.
Что значит «зачем»?.. Однако от ответа на этот вопрос зависит и отношение к
самой культуре, и её роль в современном обществе. По тому, как к ней относятся
сегодня, можно сказать, что какой-то серьёзной роли ей не отводится. Так…
украсить, развлечь… время скоротать. В общем, не предмет первой необходимости
со всеми вытекающими. То есть совсем не
обязательный предмет, а так – если останутся время и деньги. Но давайте
обратимся к семантике слова «культура».
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere) – возделывание. Впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего. И представим себе, что все эти поливки, прополки, рыхление почвы, подкормки этот самый земледелец посчитает излишним, не обязательным. Что получит он на своем поле к моменту сбора урожая? Чахлые былинки вместо полновесного колоса! Засилье сорняков и насекомых. Не то ли и у нас сегодня на ниве бытия человечества? Серьёзные пробелы в её возделывании на лицо.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere) – возделывание. Впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего. И представим себе, что все эти поливки, прополки, рыхление почвы, подкормки этот самый земледелец посчитает излишним, не обязательным. Что получит он на своем поле к моменту сбора урожая? Чахлые былинки вместо полновесного колоса! Засилье сорняков и насекомых. Не то ли и у нас сегодня на ниве бытия человечества? Серьёзные пробелы в её возделывании на лицо.
Мудрые древние греки увидели аналогию между возделыванием огорода и воспитанием ребенка в той самой терпеливой
последовательности выполнения необходимых вложений и работ. Только в этом случае можно надеяться на
добрый урожай. С тех пор слово
«культура» стало пониматься в значении «воспитание, образование, развитие,
почитание». Всё это – прописные истины. Они просты, как инструкция по
применению (короткая и понятная). Но мало знать эту инструкцию. Надо делать…«возделывать». Только тогда наша жизнь
имеет шансы быть похожей на райский сад. Но, к сожалению, сегодня она больше
похожа на отдельные райские клумбы среди замусоренных пустырей. И в ней
огромное количество сорняков и порочных соблазнов.
В детскую библиотеку приходит четвероклассник и просит у
библиотекаря: «Дайте чего-нибудь страшного». Библиотекарь думает: «Милый ты
мой! Чем же тебя так напугать, чтобы это еще и на пользу пошло?». «Вий» Гоголя?
Рановато… «Да не надо «Вий», я кино смотрел. Фуфло. Не страшно». Я это к тому,
что библиотекари по-хорошему консервативны. Как тот древнегреческий земледелец,
понимающий, что от качества семян, проверенных временем, и ухода за ними зависит не только будущий
урожай, но и будущее самого земледельца. Именно поэтому они стремятся дать
детям лучшее из того, что сохранила человеческая культура в рукописных
источниках. Но дети уже отравлены суррогатами, страшилками и ужастиками,
которые, как наркотики, дают выброс лошадиной дозы адреналина. Но в то же время
радует, что сегодня появляются мамы, папы, бабушки, дедушки, которые ведут
малыша в библиотеку, когда он ещё говорить-то толком не научился. Но ему
выбирают книги, с ним советуются, выслушивают его мнение о прочитанном (мамой
или дедушкой). И ребенок начинает принимать это, как должное, как правильное.
Естественное. С этого начинается, этим продолжается и этим же развивается
культура.
Известный телеведущий
Александр Архангельский в одном из давних своих выступлений весь объем понятия
«культура» поделил на две основных части
– культуру монолога и культуру диалога.
На уровне человека и на уровне общества. Умение говорить, плюс умение слушать –
и есть полноценное общение. И в этом – культура в её
истинном смысле.
«Культура не просто важная часть нашей жизни, а её основа.
Основа государственной политики, поведения в бизнесе, общественной жизни. Это
основа – краеугольный камень всего», –
говорит худрук Александринского театра Валерий Фокин. И пока мы этого не поймем,
нас будут кидать в политике и бизнесе,
обманывать в больницах и магазинах, оскорблять на улицах и в
транспорте. То есть жизнь наша будет
похожа на заброшенный сад постиндустриального периода.
Иногда культура понимается, как синоним цивилизации. Нет культуры – нет цивилизации. Очень хочется,
чтобы мы поняли это задолго до того, как окажемся на самом краю.
Заведующая детской
библиотекой И.И. Елисеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий