07.12.2015

Клумбы вместо райского сада


Сегодня вопрос «зачем нужна культура» считается неприличным. Что значит «зачем»?.. Однако от ответа на этот вопрос зависит и отношение к самой культуре, и её роль в современном обществе. По тому, как к ней относятся сегодня, можно сказать, что какой-то серьёзной роли ей не отводится. Так… украсить, развлечь… время скоротать. В общем, не предмет первой необходимости со всеми вытекающими.  То есть совсем не обязательный предмет, а так – если останутся время и деньги. Но давайте обратимся к семантике слова «культура». 
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere) –  возделывание. Впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего. И представим себе, что все эти поливки, прополки, рыхление почвы, подкормки  этот самый земледелец посчитает излишним, не обязательным. Что получит он на своем поле к моменту сбора урожая? Чахлые былинки вместо полновесного колоса! Засилье сорняков и насекомых. Не то ли и у нас сегодня на ниве бытия человечества? Серьёзные пробелы в её возделывании на лицо.

Мудрые древние греки увидели аналогию между  возделыванием огорода и воспитанием  ребенка в той самой  терпеливой  последовательности выполнения необходимых вложений и  работ. Только в этом случае можно надеяться на добрый  урожай. С тех пор слово «культура» стало пониматься в значении «воспитание, образование, развитие, почитание». Всё это – прописные истины. Они просты, как инструкция по применению (короткая и понятная). Но мало знать эту инструкцию. Надо  делать…«возделывать». Только тогда наша жизнь имеет шансы быть похожей на райский сад. Но, к сожалению, сегодня она больше похожа на отдельные райские клумбы среди замусоренных пустырей. И в ней огромное количество сорняков и порочных соблазнов.

В детскую библиотеку приходит четвероклассник и просит у библиотекаря: «Дайте чего-нибудь страшного». Библиотекарь думает: «Милый ты мой! Чем же тебя так напугать, чтобы это еще и на пользу пошло?». «Вий» Гоголя? Рановато… «Да не надо «Вий», я кино смотрел. Фуфло. Не страшно». Я это к тому, что библиотекари по-хорошему консервативны. Как тот древнегреческий земледелец, понимающий, что от качества семян, проверенных временем,  и ухода за ними зависит не только будущий урожай, но и будущее самого земледельца. Именно поэтому они стремятся дать детям лучшее из того, что сохранила человеческая культура в рукописных источниках. Но дети уже отравлены суррогатами, страшилками и ужастиками, которые, как наркотики, дают выброс лошадиной дозы адреналина. Но в то же время радует, что сегодня появляются мамы, папы, бабушки, дедушки, которые ведут малыша в библиотеку, когда он ещё говорить-то толком не научился. Но ему выбирают книги, с ним советуются, выслушивают его мнение о прочитанном (мамой или дедушкой). И ребенок начинает принимать это, как должное, как правильное. Естественное. С этого начинается, этим продолжается и этим же развивается культура.

 Известный телеведущий Александр Архангельский в одном из давних своих выступлений весь объем понятия «культура» поделил  на две основных части  – культуру монолога и культуру диалога. На уровне человека и на уровне общества. Умение говорить, плюс умение слушать – и есть полноценное общение. И в этом – культура  в  её истинном смысле.

«Культура не просто важная часть нашей жизни, а её основа. Основа государственной политики, поведения в бизнесе, общественной жизни. Это основа – краеугольный  камень всего», – говорит худрук Александринского театра Валерий Фокин. И пока мы этого не поймем,  нас будут кидать в политике и бизнесе, обманывать  в  больницах и магазинах, оскорблять на улицах и в транспорте.  То есть жизнь наша будет похожа на заброшенный  сад  постиндустриального  периода.

Иногда культура понимается, как синоним цивилизации. Нет  культуры – нет цивилизации. Очень хочется, чтобы мы поняли это задолго до того, как окажемся на самом краю.
                       Заведующая детской библиотекой И.И. Елисеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий